В Москве состоялся архитектурный фестиваль «Зодчество’21»

В Москве состоялся архитектурный фестиваль «Зодчество’21»

Правительство Самарской области, администрация г.о. Самара и Самарская организация союза архитекторов России представили Самарский регион на XXIX Международном архитектурном фестивале «Зодчество’21», прошедшем на минувшей неделе  в г. Москве.

Торжественная церемония награждения лауреатов фестиваля завершала архитектурный форум в Гостином дворе на Ильинке. По решению жюри смотра-конкурса «Регионы России» стенд Самарской области получил заслуженную награду — специальный диплом  в номинации «Развитие территорий и градостроительные решения». Смотр-конкурс проводится среди 16 регионов Российской Федерации (субъектов или муниципальных образований), представивших проекты градостроительных ансамблей и комплексов, разработанных по государственным или муниципальным заказам: проекты по благоустройству, развитию и реорганизации территорий, в т.ч. промышленных и  рекреационных; проекты по созданию комфортной жилой среды, сохранению культурного наследия общественных и жилых пространств.

Ярким событием в рамках «Зодчества» стал пресс-брифинг «Диалог с рекой», организованный  региональным минстроем совместно с администрацией г.о. Самара, посвященный архитектурному конкурсу «Пятая очередь набережной реки Волги в Самаре».

Главные темы  открытого конкурса, нацеленного на определение лучшей концепции архитектурно-планировочного и конструктивного решения, позволяющего придать прибрежной территории города новую общественную и культурную роль.

Тему развития прибрежной полосы реки Волги продолжала и экспозиция  стенда Самарской области,  на котором  в течение работы фестиваля в ходе профессиональных встреч проходили презентации и обсуждение важнейших для региона тем. Представители области рассказывали о лучших примерах архитектурно-градостроительной политики региона за последние несколько лет, сделав акцент на главной стратегии развития области — внутреннем туризме; а также комплексном развитии территорий, планировании общественных пространств и формировании качественной городской среды волжской столицы России.

Следует отметить, что в этом году стенд Самарской области, стал настоящим неформальным хитом фестиваля, удивляя своей нестандартностью участников, членов жюри и многочисленных посетителей выставки, с интересом знакомившихся с самарским прочтением темы фестиваля «Истина». Главным элементом композиции в экспозиции стенда  стала «Самарская Лука», как синоним истины. Это самая большая естественная излучина реки Волги, остающаяся неизменной в своем первозданном виде на протяжении тысячелетий, демонстрировала ценнейшую природу, богатую историю и градостроительное развитие региона. Инсталляция, оформленная в новых тенденциях экспо-дизайна,  представляла градостроительное развитие и архитектурные достижения региона и раскрывала девиз фестиваля через художественную актуализацию природного потенциала губернии — главного кода в становлении и развитии Самарского края. Масштабный арт-объект стал одной из самых посещаемых площадкой выставки, предлагая знакомство с лучшими природными ландшафтами и архитектурой городов (Самара, Тольятти, Сызрань и др.), выросших вокруг «Самарской Луки» самой узнаваемой для современного международного туриста достопримечательности области.

Концепция инсталляции, расположенной в черном боксе-павильоне, — это объем, превращенный в «художественную галерею», в которой посетители проходили маршрут по пути развития области, наслаждаясь ландшафтами Самарского края. Большие размеры стенда дали «свободу» представить композицию с изогнутым мотивом великой реки, мощь которой символизировал «поток воды», выполненный с помощью фонтана-стены. Под аккомпанемент падающей воды, «отсекающий»  шум  других зон выставки, инсталляция открывала лучшие фото виды «Самарской Луки» с высоты птичьего полета,  приглашала в тур по городам, выросших подле постоянной природной истины. Черные стены и потолок павильона придавали глубину композиции и концентрировали внимание зрителей на знакомстве с историческими и современными постройками, которые как переменные объекты времени «плывут в воздухе». Соединенные с общей экспозицией прозрачной леской 3D макеты зданий становятся эфемерными, и зрителями читается образ архитектуры, как непрестанных изменений на фоне неизменно-нетронутой «Самарской Луки».

Два входа в черный минималистский 7-метровый куб приглашали гостей войти внутрь, где интерьер  стенда становился круглым шатром с водным арт-объектом, символизирующим «подкову» Самарской Луки. Масштабные во всю высоту стен фотографии реки Волги и городов на ее берегах, завораживающий звук ниспадающих водяных струй и парящие в воздухе модели архитектурных объектов разных эпох, эффектно акцентированные лучами света, в полной мере давали зрителю возможность ощутить уникальную природную идентичность Самарского региона. Этот край люди заселяли столетиями, и  архитектура и градостроительство,  нацеленные на создание комфортных для жизни людей поселений, стремились постичь истину природы и ландшафта нового «места силы».