Отчет о проведении оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта

Дата публикации: 11 октября 2017 года

             1. Общая информация

             1.1. Орган-разработчик: министерство строительства Самарской области

             1.2. Вид, наименование проекта нормативного правового акта: проекта закона Самарской области «О внесении изменения в статью 10.1 Закона Самарской области «Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области» (далее – проект нормативного акта).

             1.3. Предполагаемая дата вступления в силу проекта нормативного акта в случае его принятия ноябрь 2017 года.

             1.4. Степень регулирующего воздействия проекта нормативного акта – средняя.

             1.5. Описание цели предлагаемого правового регулирования и краткое описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ правового регулирования, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы.

             Проект нормативного акта разработан в целях соблюдения публичных и частных интересов в случаях, когда земельный участок, на котором документацией по планировке территории, подготовленной и утвержденной в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке, предусмотрено размещение объектов регионального значения или объектов местного значения, находится в аренде у юридического лица, планирующего реализовать на таком участке некий частный инвестиционный проект по строительству, и лицо готово отказаться от права аренды на такие земельные участки в целях их дальнейшего предоставления для размещения объектов регионального и местного значения.

             Проект закона Самарской области «О внесении изменения в статью 10.1 Закона Самарской области «Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области» предусматривает дополнение перечня определенных данным Законом Критериев, включением в него проектов, реализация которых планировалась на земельных участках, на которых утвержденной в установленном порядке документацией по планировке территории предусматривается  размещение объектов регионального или местного значения, в случаях отказа физических и юридических лиц от права аренды на такие земельные участки в целях их дальнейшего предоставления для размещения объектов регионального и местного значения.

              Данная норма, с одной стороны, позволит обеспечить размещение объектов регионального значения или объектов местного значения в соответствии с документацией по планировке территории, а с другой стороны, позволит частному инвестору реализовать свои инвестиционный проект на ином земельном участке с тем же видом разрешенного использования, который будет предоставлен ему без проведения торгов.

             1.6. Срок, в течение которого принимались предложения заинтересованных лиц при проведении публичных консультаций:

             начало: 20 сентября 2017 г.

             окончание: 03 октября 2017 г.

             Уведомления о проведении оценки регулирующего воздействия в отношении проекта нормативного акта направлены в министерство эконмического развития, инвестиций и торговли Самарской области, а также Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Самарской области, в некоммерческое партнерство «Ассоциация некоммерческих организаций предпринимателей Самарской области «Взаимодействие», Самарское региональное отделение общероссийской общественной организации «Деловая Россия», региональный союз работодателей «Союз работодателей Самарской области», Самарское региональное отделение общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», Торгово-промышленную палату Самарской области письмами министерства строительства Самарской области от 21.09.2017  № 3/4316.

              1.7. Количество замечаний и предложений, полученных от заинтересованных лиц при проведении публичных консультаций: 0, из них учтено полностью: 0, учтено частично 0.

              2. Описание проблемы, на решение которой направлено принятие проекта нормативного акта, и способа ее разрешения.

              На практике встречаются случаи, когда земельный участок, на котором документацией по планировке территории, подготовленной и утвержденной в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке, предусмотрено размещение объектов регионального значения или объектов местного значения, находится в аренде у юридического лица, планирующего реализовать на таком участке некий частный инвестиционный проект по строительству.

              По общему правилу, установленному статей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. К числу исключений из данного правила, в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации относятся случаи, когда  договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.

             Проект закона Самарской области «О внесении изменения в статью 10.1 Закона Самарской области «Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области» предусматривает дополнение перечня критериев, которым должны соответствовать масштабные инвестиционные проекты, в целях размещения (реализации) которых осуществляется предоставление юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов, включением в него проектов, реализация которых планировалась на земельных участках, на которых утвержденной в установленном порядке документацией по планировке территории предусматривается  размещение объектов регионального или местного значения, в случаях отказа физических и юридических лиц от права аренды на такие земельные участки в целях их дальнейшего предоставления для размещения объектов регионального и местного значения.

            Проект нормативного акта разработан с целью обеспечения возможности размещение объектов регионального значения или объектов местного значения в соответствии с документацией по планировке территории, позволив при этом частному инвестору реализовать свои инвестиционный проект на ином земельном участке с тем же видом разрешенного использования, который будет предоставлен ему без проведения торгов.

             2.1. Основные группы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, иные субъекты, включая органы государственной власти и органы местного самоуправления, интересы которых будут затронуты предлагаемым проектом нормативного акта:

             Губернатор Самарской области, принимающий решение о реализации масштабного инвестиционного проекта;

             Правительство Самарской области, уполномоченное на распоряжение земельными участками, находящимися в областной собственности;

             министерство, являющееся органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным обеспечивать принятие Правительством Самарской области решений о предоставлении земельных участков для строительства в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством;

             органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также в неразграниченной государственной собственности;

            юридические и физические лица, имеющие на праве аренды находящиеся в государственной либо муниципальной собственности земельные участки, на которых утвержденной в установленном порядке документацией по планировке территории предусматривается размещение объектов регионального или местного значения, готовые отказаться от права аренды на такие земельные участки в целях их дальнейшего предоставления для размещения объектов регионального и местного значения.

            2.2. Характеристика негативных эффектов, возникающих в связи с наличием проблемы, их количественная оценка.

            Нахождение земельных участков, на которых документацией по планировке территории, подготовленной и утвержденной в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке, предусмотрено размещение объектов регионального значения или объектов местного значения, в аренде у юридических либо физических лиц делает невозможным размещение на таких участках объектов регионального значения или объектов местного значения в соответствии с утвержденными документами территориального планирования. В свою очередь, ограниченность земельных ресурсов, зачастую, исключает возможность определения альтернативных вариантов размещения объектов регионального значения или объектов местного значения. 

            2.3. Новые функции, полномочия, обязанности и права органов публичной власти или сведения об их изменении проектом нормативного акта, а также порядок их реализации (осуществления).

            В связи с принятием проекта нормативного акта у органов публичной власти не возникнет новых обязанностей.

            2.4. Новые запреты, обязанности или ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности либо изменение содержания существующих запретов, обязанностей и ограничений, а также порядок организации исполнения вводимых положений.

           В случае, если субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности решат отказаться от права аренды на земельный участок, на котором документацией по планировке территории, подготовленной и утвержденной в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке, предусмотрено размещение объектов регионального значения или объектов местного значения, в целях их дальнейшего предоставления для размещения объектов регионального и местного значения, они вправе без торгов получить земельный участок в границах того же населенного пункта, отнесенный к той же категории и с тем же видом разрешенного использования, что и земельный участок, от права аренды на который лицо отказалось.  Площадь предоставляемого участка не может превышать площадь участка, от которого лицо отказывается. 

           Факт отказа физического или юридического лица от права аренды для целей предлагаемого правового регулирования должен быть подтвержден подписанием соглашения о расторжении договора аренды на земельный участок, на котором утвержденной в установленном порядке документацией по планировке территории предусматривается размещение объектов регионального или местного значения.

            2.5. Причины невозможности решения проблемы участниками соответствующих общественных отношений самостоятельно, без вмешательства государства.

           В соответствии  со статей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. Подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации к числу исключений из данного правила отнесены случаи, когда  договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.

           Таким образом, определение критериев инвестиционных проектов для целей предоставления для их реализации земельных участков без проведения торгов, должно осуществляться законом субъекта Российской Федерации.

           2.6. Международный опыт и опыт других субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере регулирования общественных отношений - отсутствует.

           3. Определение целей предлагаемого правового регулирования и индикаторов для оценки их достижения

3.1. Цели предлагаемого правового регулирования

3.2. Сроки достижения целей предлагаемого правового регулирования

3.3. Периодичность мониторинга достижения целей предлагаемого правового регулирования

Обеспечение возможности предоставления физическим и юридическим лицам земельных участков без проведения торгов, в случаях отказа таких лиц от права аренды на земельный участок, на котором документацией по планировке территории, подготовленной и утвержденной в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке, предусмотрено размещение объектов регионального значения или объектов местного значения, в целях их дальнейшего предоставления для размещения объектов регионального и местного значения

С даты вступления в силу проекта нормативного акта

постоянно

          3.4. Действующие нормативные правовые акты, поручения, другие решения, из которых вытекает необходимость разработки предлагаемого правового регулирования в данной сфере, которые определяют необходимость постановки указанных целей:

          Земельный кодекс Российской Федерации;

          Градостроительный кодекс Российской Федерации.

3.5. Цели предлагаемого правового регулирования

3.6. Индикаторы достижения целей предлагаемого правового регулирования

3.7. Единица измерения индикаторов

3.8. Целевые значения индикато-ров по годам

Обеспечение возможности предоставления физическим и юридическим лицам земельных участков без проведения торгов, в случаях отказа таких лиц от права аренды на земельный участок, на котором документацией по планировке территории, подготовленной и утвержденной в установленном                          

Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке, предусмотрено размещение объектов регионального значения или объектов местного значения, в целях их дальнейшего предоставления для размещения объектов регионального и местного значения

Невозможно определить

Невозможно определить

Невозможно определить

         3.9. Методы расчета индикаторов достижения целей предлагаемого правового регулирования, источники информации для расчетов – практическая деятельность министерства.

         3.10. Оценка затрат на проведение мониторинга достижения целей предлагаемого правового регулирования – затраты отсутствуют, поскольку мониторинг будет осуществлен в порядке общей деятельности министерства строительства Самарской области.

         4. Качественная характеристика и оценка численности  потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования (их групп)

4.1. Группы потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования (краткое описание их качественных характеристик)

4.2. Количество участников группы

4.3. Источники данных

Губернатор Самарской области

1

Устав Самарской области,

Земельный кодекс Российской Федерации

Правительство Самарской области

1

Закон Самарской области от 11.03.2005   № 94-ГД «О земле»

Министерство строительства Самарской области

1

Постановление Правительства Самарской области от 31.10.2007 № 225 «Об утверждении Положения о министерстве строительства Самарской области»

Органы местного самоуправления

37

Устав Самарской области

Физические и юридические лица

Неограниченный круг лиц

 

 

           5. Оценка дополнительных расходов (доходов) бюджета Самарской  области (местных бюджетов), связанных с введением предлагаемого правового регулирования

5.1. Наименование функции (полномочия, обязанности или права)

5.2. Виды расходов (возможных поступлений) бюджета Самарской области (местных бюджетов)

5.3. Количественная оценка расходов и возможных поступлений, млн. руб.

предоставление физическим и юридическим лицам земельных участков без проведения торгов, в случаях отказа таких лиц от права аренды на земельный участок, на котором документацией по планировке территории, подготовленной и утвержденной в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке, предусмотрено размещение объектов регионального значения или объектов местного значения, в целях их дальнейшего предоставления для размещения объектов регионального и местного значения

Единовременные расходы в 2017 г.:

 

0

Периодические расходы  за период 2017-2018 гг.:

0

Возможные доходы  за период 2017-2018 гг.:

В размере арендной платы за предоставляемый земельный участок

Итого единовременные расходы за период 2017 гг.

0

Итого периодические расходы за период 2017-2018 гг.

0

Итого возможные доходы за период 2017-2018 гг.

В размере арендной платы за предоставляемый земельный участок

             5.4. Другие сведения о дополнительных расходах (доходах) бюджета Самарской области (местных бюджетов), возникающих в связи с введением предлагаемого правового регулирования - отсутствуют.

             5.5. Источники данных - аналитические данные.

             6. Изменение обязанностей (ограничений) потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и связанные с ними дополнительные расходы (доходы)

6.1. Группы потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования (в соответствии с пунктом 4.1 настоящего отчета)

6.2. Новые обязанности и ограничения, изменения существующих обязанностей и ограничений, вводимые предлагаемым правовым регулированием (с указанием соответствующих положений проекта нормативного акта)

6.3. Описание расходов и возможных доходов, связанных с введением предлагаемого правового регулирования

6.4. Количественная оценка, млн. руб.

Губернатор Самарской области

Новые обязанности не возникают

   

Правительство Самарской области

Новые обязанности не возникают

   

Министерство строительства Самарской области

Новые обязанности не возникают

-

-

Органы местного самоуправления

Новые обязанности не возникают

 

0

Физические и юридические лица

В случае, если указанные адресаты решат воспользоваться правом на получение в аренду земельного участка без проведения торгов при отказе таких лиц от права аренды на земельный участок, на котором документацией по планировке территории, подготовленной и утвержденной в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке, предусмотрено размещение объектов регионального значения или объектов местного значения, в целях их дальнейшего предоставления для размещения объектов регионального и местного значения, они должны подписать соглашение о расторжении договора аренды на земельный участок, на котором утвержденной в установленном порядке документацией по планировке территории предусматривается размещение объектов регионального или местного значения

Расходы незначительные, связанные с подготовкой соглашения в письменной форме и его подписанием

0

            6.5. Издержки и выгоды адресатов предлагаемого правового регулирования, не поддающиеся количественной оценке

            6.6. Источники данных – аналитические данные.

            7. Оценка рисков неблагоприятных последствий применения предлагаемого правового регулирования.

7.1. Виды рисков

7.2. Оценка неблагоприятных последствий (включая оценку вероятности наступления новых неблагоприятных последствий)

7.3 Методы контроля рисков

7.4. Степень контроля рисков (полный/частичный/отсутствует)

Риски отсутствия земельных участков, предоставление которых возможно при отказе от права аренды на земельный участок, на котором документацией по планировке территории, подготовленной и утвержденной в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке, предусмотрено размещение объектов регионального значения или объектов местного значения

Средняя вероятность

 

Аналитический

Частичный

           7.5. Источники данных – аналитические данные.

           8. Сравнение возможных вариантов решения проблемы

Критерии оценки

Вариант 1

Вариант 2

8.1. Содержание варианта решения проблемы

Принять проект нормативного акта

Отказаться от принятия проекта нормативного акта

8.2. Качественная характеристика и оценка динамики численности потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования в среднесрочном периоде (1 - 3 года)

Появятся физические и юридические лица, готовые отказаться от права аренды на земельный участок, на котором документацией по планировке территории, подготовленной и утвержденной в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке, предусмотрено размещение объектов регионального значения или объектов местного значения

Не повлияет на динамику численности потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования в среднесрочном периоде

8.3. Оценка дополнительных расходов (доходов) потенциальных адресатов регулирования, связанных с введением предлагаемого правового регулирования

Расходы незначительные, связанные с заключением соглашения о расторжении ранее заключенного договора аренды

Количество расходов и доходов не изменится

8.4. Оценка расходов (доходов) бюджета Самарской области, связанных с введением предлагаемого правового регулирования

Количество расходов не изменится, доходы бюджета – в размере арендной платы за предоставляемый земельный участок

Количество расходов и доходов не изменится

8.5. Оценка возможности достижения заявленных целей регулирования (раздел 3 настоящего отчета) посредством применения рассматриваемых вариантов предлагаемого правового регулирования

Цель будет достигнута

Цель достигнута не будет

8.6. Оценка рисков неблагоприятных последствий

Средняя вероятность наступления рисков отсутствия отвечающих установленным критериям земельных участков, предоставление которых возможно в рамках настоящего закона

Снижение инвестиционной привлекательности Самарской области для юридических и физических лиц, невозможность размещения объектов регионального и местного значения в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории

             8.7. Обоснование выбора предпочтительного варианта решения выявленной проблемы

             В случае принятия нормативного акта на региональном уровне будет обеспечена возможность предоставлять земельные участки без проведения торгов для реализации инвестиционных проектов, реализация которых первоначально планировалась инвесторами на арендованных земельных участках, на которых документацией по планировке территории, подготовленной и утвержденной в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке, предусмотрено размещение объектов регионального значения или объектов местного значения, что отвечает и публичным и частным интересам.

             8.8. Детальное описание предлагаемого варианта решения проблемы.

            Принятие нормативного акта позволит обеспечить размещение объектов регионального значения или объектов местного значения в соответствии с документацией по планировке территории, подготовленной и утвержденной в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке, при этом позволит предоставить арендаторам, отказавшимся от права аренды на земельный участок для его использования под размещение таких объектов, земельных участков с аналогичными характеристиками и в границах того же населенного пункта для реализации частного инвестиционного проекта.

             9. Оценка необходимости установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу нормативного акта либо необходимость распространения предлагаемого правового регулирования на ранее возникшие отношения.

            Необходимость установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу нормативного акта либо необходимость распространения предлагаемого правового регулирования на ранее возникшие отношения отсутствует.

            9.1. Предполагаемая дата вступления в силу нормативного акта – ноябрь 2017 года.

            9.2. Необходимость установления переходного периода и (или) отсрочки введения предлагаемого правового регулирования: нет.

            9.3. Необходимость распространения предлагаемого правового регулирования на ранее возникшие отношения: нет.

            9.4. Обоснование необходимости установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу нормативного акта либо необходимость распространения предлагаемого правового регулирования на ранее возникшие отношения отсутствует.

            10. Предложения заинтересованных лиц, поступившие в ходе публичных консультаций, проводившихся в ходе проведения ОРВ не поступали. 

Врио заместителя
председателя Правительства Самарской области – 
министра строительства Самарской области

     

А.В.Баландин